ТЕЛЕФОН: +38 (067) 736-30-06
АДРЕС: г.Киев, ул.Автозаводская, 18

Чип-тюнинг. Экономия, экология, мощность

Чип-тюнинг. Экономия, экология, мощность

Обсудим как повлиять на экологичность, экономичность, мощность с помощью редактирования программы управления двигателя, другими словами с помощью чип-тюнинга.



Какие же факторы влияют на эти процессы?


  1. Исправное состояние мотора
  2. Исправное состояние впускной и выпускной системы
  3. Исправное состояние системы впрыска и топливоподачи
  4. Исправное состояние системы зажигания
  5. Оптимальные настройки системы управления впрыском


В этой статье, мы хотим рассказать подробнее о этих понятиях в разрезе чип-тюнинга, поэтому,  допустим, что мы имеем исправный автомобиль и опустим первые 4 пункта. Остается один наиболее важный пункт - это оптимальные настройки системы управления впрыском. И подробнее остановимся на этом пункте.

О настройках систем управления впрыском

Рассмотрим что влияет на экологичность, мощность, экономичность:

  1. Состав смеси
  2. Зажигание
  3. Оптимальный момент (в симтемах с моментной-математической моделью Bosch к примеру, да и уже М74 если о ВАЗ)


Небольшое отступление. Производители отечественных автомобилей Россия, Украина и Китай помимо того что откатывают калибровки в стендовых условиях(далеких от реальных) помня о какой-никакой гарантии страхуются и делают значительные поправки на плохое топливо и некачественные запчасти, делая попытки при этом сделать экономичные и "экологичные" автомобили. Ради справедливости кое-какие результатов в этом направлении они добились 5-7 литров расход(иногда и при очень умеренном стиле вождения) и довольно неплохая экологичность, но только у новых автомобилей с совсем маленьким пробегом.Далее поговорим что-же происходит потом и почему.

Состав смеси

Загадочное слово СТЕХИОМЕТРИЯ (теоретически верное соотношение топлива и воздуха, при котором в процессе горения кислород воздуха и топливо будут израсходованы полностью без остатка.) Соотношение воздуха к топливу обычно обозначают аббревиатурой AFR (air to fuel ratio). Самым оптимальным соотношением воздуха к топливу считается когда к 14.7 части воздуха подается 1 часть топлива, т.е AFR =14.7. Ключевая фраза здесь "теоретически верное соотношение топлива и воздуха" есть еще масса поправок которые сводят все это только к теории (Качаство топлива и содержание в нем различных присадок, температура воздуха, атмосферное давление, влажность).

14,7:1= Стехиометрия, все что меньше 14,7 богатая смесь, все что выше бедная. Границы при которых смесь еще горит 12,1:1 - 17,7:1.     
Теоретически, состав смеси 14,7:1 и беднее приведет к экономии топлива, но при соответствующих УОЗ. Соответственно смесь богаче 14,7:1 повлияет на повышение мощности опять при оптимальных УОЗ. Зачастую, обеспечивая работу на одном режиме, жертвуют какими-то характеристиками на другой - тем самым оптимизируют работу машины как целого.
Существуют и  всевозможные переходные режимы, когда меняются и скорость движения, и открытие дросселя, наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, ее состав, давление, температура.

УОЗ (Угол Опережения Зажигания)

Опережение зажигания – это воспламенение искрой свечи топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя до достижения поршнем верхней мертвой точки. Для получения максимальной мощности и крутящего момента от двигателя нужно чтобы давление газов, после сгорания рабочей смеси, достигало максимальной величины в точке 10-12° после верхней мертвой точки. Тогда сила давления газов на поршень будет максимально эффективно преобразована в механическую энергию вращения коленчатого вала.

Зависимости УОЗ

  • УОЗ зависит от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Чем больше количество оборотов  делает коленчатый вал, тем раньше надо воспламенять смесь, чтобы пик максимального давления был в нужной точке.




  • От температуры. Чем ниже температура двигателя и смеси, тем ниже скорость горения, соответственно УОЗ должен быть более ранним. И соответственно наоборот.
  • От нагрузки на двигатель. Чем больше нагрузка на двигатель, тем больше цикловое наполнение цилиндра, соответственно тем меньше должен быть УОЗ для того чтобы избежать детонации.




Настройка оптимальных углов опережения зажигания является одной из самых сложных и приоритетных задач при чип-тюнинге , поскольку от этого зависит динамика, мощность двигателя, расход топлива,экологичность.


Оптимальный момент (моментная модель)


Для обеспечения необходимого управляющего воздействия на момент двигателя, не требуется менять коэффициенты, связанные с непосредственными регуляторами той или иной величины (начиная от УОЗ и заканчивая степенью открытия дроссельной заслонки). Вместо этого достаточно задать требуемую величину момента, которая автоматически будет преобразована в соответствующие виды управляющих воздействий на двигатель. Подробнее http://chiptuner.ru/content/bosch_model/


alt

Теперь от теории к практике.

Что же мы можем увидеть при детальном рассмотрении систем управления впрыском автомобилей отечественного автопрома. Как я говорил выше производители страхуются и делают значительные поправки на плохое топливо и некачественные запчасти, делая попытки при этом сделать экономичные и "экологичные" автомобили которые должны прожить свой гарантийный срок.


  1.  Бедная смесь во всех режимах, во многих прошивках почти полное отсутствие мощностных режимов. В калибровках они есть эти режимы, но они ограничиваются очень незначительным обогащением, зажаты границей перехода в мощностной режим и другими калибровками.

    alt

  2. Очень поздние углы опережения зажигания и коряво работающие,познящие и без того поздние углы различные алгоритмы динамических коррекций. Отсюда получаем вялую динамику разгона, повышение расхода топлива и конечно убитые катализаторы и превращающиеся в труху клапана - это следствие Перегрева двигателя которое может возникнуть из-за чрезмерно позднего зажигания, так как смесь продолжает гореть при выпуске.  Явления перегрева, связанные с поздним зажиганием, сказываются сильнее при большой нагрузке двигателя. Явления перегрева также будут проявляться и при чрезмерно раннем зажигании. 

  3. Установка ГБО, особенно 4го поколения. В этом случае имеем убитые ГБЦ, ошибки по смесеобразованию, кучу адаптивных параметров постоянно изменяющихся при переключении газ-бензин, повышенный расход и т.д. это следствие, а причина - слишком поздние УОЗы (Газ высокооктановое топливо 102 и выше),вариатор скажете вы, да вариант.

Вот на все вышеперечисленные параметры Вы и можете повлиять и это уже дело техники, опыта, знаний.

Все выше перечисленное это только верхушка айсберга, на самом деле это очень нужная, интересная и увлекательная тема. А современному диагносту в современных условиях необходим минимальный набор знаний по чип-тюнингу. Тазы и карбюраторы уходят в прошлое им на смену приходят сложные электронные системы управления впрыском которые имеют массу очень средних параметров, но на которые мы можем влиять. Будущее уже сегодня и машины уже с такими системами которые требуют специальных знаний и навыков, для решения очень многих задач.

© 2021 Оборудование для автосервиса, диагностики и чип-тюнинга. Все права защищены.